В 1705 году началось строительство летней царской резиденции на берегу Финского залива, пятью годами позже получившей название Петергоф. Дорога к этой резиденции, начинавшаяся от Калинкина (ныне Старо-Ка-линкина) моста через Фонтанку, естественным образом стала именоваться Петергофской. От Автова дорога шла почти по берегу залива, но постоянные наводнения, ее размывавшие, вынудили в 1770-е годы перенести ее дальше от берега, а в Стрельне и Петергофе даже поднять на уступ. Старая дорога сохранилась, начиная от Константиновского дворца в Стрельне; большая ее часть сейчас именуется Нижней. В 1784 году первый участок дороги, до будущей площади Стачек, выделился в Петергофскую прешпективу (современный Старо-Петергофский проспект). Еще дорогу называли иногда Калинкинской, а на ее часть до пересечения с современным проспектом Маршала Жукова распространяли почти все многочисленные имена, которые носила эта магистраль,– Рижская проезжая дорога, Рижский тракт, Нарвская дорога, Нарвский тракт, Нарвское шоссе и т. д.
В 1830-е годы, после благоустройства дороги, она стала называться Петергофским шоссе. В это же время магистраль сократилась до Красносельского шоссе (проспект Маршала Жукова), поскольку следующий участок, от Лигова до границы Петергофа, выделился в Петербургскую дорогу, позже Петербургское шоссе, затем Ленинградское. Сейчас он состоит из двух частей: до городской черты – Петергофское шоссе, после нее – Санкт-Петербургское.
В 1924 году в память о выступлениях рабочих Нарвской заставы Петергофское шоссе было переименовано в улицу Стачек. 3 августа 1940 года улица Стачек официально стала проспектом. С конца 1940-х годов название фактически распространялось и на участок шоссе в Лигово и Сосновой Поляне, но 12 ноября 1962 года эта часть магистрали получила имя Петергофское шоссе.
|
|
Проспект Стачек
|